Важнейшим параметром железнодорожной колеи является её ширина – расстояние между гранями головок рельсов в точках наиболее вероятного контакта с гранями гребней колёс (примерно в 13-ти миллиметрах ниже верхней грани рельса). По этому параметру все железнодорожные колеи делятся на:
Наибольшее распространение получила нормальная ширина колеи, принятая в подавляющем большинстве стран Европы, Северной Америки, Ближнего Востока, Северной Африки, а также в Китае, Австралии и некоторых государствах Южной Америки. В общей сложности доля колеи 1435 миллиметров составляет 60% от общей протяжённости железных дорог.
Эта ширина колеи была принята при разработке проекта первой пассажирской линии Манчестер – Ливерпуль. А выбрана она была как самая малая из всех предложенных, так как для её постройки не требовалось перестраивать уже существовавшие на то время мосты и насыпи.
На втором месте по распространённости стоит так называемая «русская колея» 1520/1524 мм, применяемая на 17% железных дорог мира. При строительстве железной дороги Москва – Санкт-Петербург ширина колеи была принята ровно 60 дюймов (1524 мм).
Причина такого выбора достоверно не известна. Наиболее вероятной версией является предположение, что именно с такой колеёй были знакомы американские консультанты и русские инженеры, посетившие южные штаты США, где в то время использовался именно этот стандарт. Также есть версия, что император специально распорядился делать колею не такой, как в Европе, чтобы в случае иностранного вторжения нападавшая сторона не могла пользоваться собственным железнодорожным транспортом. С тех пор именно этот стандарт применяется во всех странах бывшего Советского Союза, в Монголии и Финляндии.
В 70-х годах XX-го века все ж/д дороги Советского Союза стали перешивать на колею 1520 мм, считалось, что таким образом можно повысить скорость передвижения составов без их модернизации. А вот железные дороги Финляндии остались на старом стандарте – 1524 мм, к нему же вернулись и ж/д дороги Эстонии после обретения независимости.
На третьем месте по распространённости стоит колея 1067 мм, нашедшая широкое применение в Капской колонии Британской империи. В наше время такая колея применяется в железнодорожном сообщении стран Центральной и Южной Африки, Тайваня, Филиппин, Индонезии и Новой Зеландии. Её доля составляет 9% от общемировой длины железных дорог.
Железные дороги с другой шириной колеи (Метровая, Индийская, Иберийская, Ирландская) имеют ещё меньшее распространение.
НАШИ КЛИЕНТЫ
|